Потухший вулкан Кара-Даг в Крыму недалеко от Феодосии

Дата добавления статьи: 29.03.2015

Кара-Даг фото 1Старейший потухший вулкан мира, древний вулканический массив, овеянный всевозможными легендами и различными слухами знаком многим, кто был в Крыму – это Кара-Даг (крымскотат. Qara dağ, Къара дагъ). Название  это  в переводе с языков турецкого и крымскотатарского означает  «Черна гора».

Кара-Даг – это самое уникальное место в Крыму недалеко от города Феодосия, запоминающееся выдающимся далеко в Черное море необычным горным массивом.

Не верится, что  здесь когда-то бушевала стихия – извергался вулкан, что происходило около  150  миллионов лет назад. Кроме того, это уникальное явление геологии, где сохранились следы того мощнейшего извержения. И следы эти с хаотичным  нагромождением зловещих черных скал и причудливыми каменными фигурами, с малодоступными ущельями и провалами, срывающимися в море каменными стенами, сейчас напоминают  разрушенный  город.

Все разнообразие и необычность форм  рельефа, и сложное геологическое строение этого массива  появилось  в процессе эрозии и выветривания в более поздние периоды. Если смотреть на Кара-Даг с высоты, то он напоминает чашу, а стенки чаши – хребты и вершины.

Основные  элементы  вулканического массива – это Береговой хребет, который протянулся вдоль побережья  и расположенный в глубине суши массив Святой горы похожий на купол.  В свою очередь, Береговой хребет по расположению с запада на восток делится на Карагач, Хоба-Тепе, Магнитный хребет, Кок-Каю. В направлении северо-запада на склоне Святой горы  расположилась вершина  Малый Карадаг.

Кара-Даг фото 2 Особый интерес  представляют  причудливые каменные  образования, такие как скалы Золотые ворота, Чертов палец, Лев, Иван-разбойник.

Скала Золотые ворота  является самой знаменитой, самой большой достопримечательностью и символом  древнего вулкана Кара-Даг. Раньше ее называли Шейтан-капу (Чертовы ворота) и считали, что именно там находится вход в преисподнюю. Вообще, массив Кара-Даг  с древности овеян  многочисленными легендами и притчами о таящейся в его недрах  злой силе, а его мощь связывали с чем-то потусторонним. Древние греки в своих писаниях  говорили, что это «мрачное царство Аида» и вход в него расположен  в ущелье гор.

Интересно, что  факт вулканической природы этого массива был установлен  в 1891 году, всего-то  чуть более века назад. Это открытие сделал выдающийся геолог А.А.Прозоровский, предположив, что  резкие сломы и извилистые выступы – это  остатки гигантского слоистого вулкана. Но еще первые научные исследования  происхождения  Кара-Дага  выявили необычный рельеф местности, а именно похожую на конус  Святую гору, которую обрамляли  полукольца Берегового хребта как стенки вулкана.

Кара-Даг фото 3 Ну а в 20-е годы XXвека ученые установили, что вулкан действовал в эпоху Среднеюрского периода, и это  была целая вулканическая постройка.

В 1979 году на базе биологической станции открытой  ученым Т. Вяземским в начале

XXвека, создается Карадагский государственный заповедник.

Что же касается сегодняшних предположений, то  некоторые вулканологи считают, что вулкан  может пробудиться  и в настоящее время, и сила его будет невероятно огромной.

Но это всего лишь предположение.

Сейчас же  этот необыкновенный горный массив привлекает огромное количество туристов своей мистической красотой  и оставляет в памяти посетителей свой потрясающий образ.

Вулкан на Google карте